Как вернуть стоимость авиабилета?
Что делать пассажиру, если полет не может состояться, как вернуть честно заработанные? С какими трудностями может столкнуться турист, и как их избежать рассмотрим в настоящей статье.
Коронавирус постепенно сдает свои позиции, заболевших все меньше, города планомерно возвращаются к привычной жизни, страны открывают свои границы и с нетерпением ждут гостей, которые так долго не могли приехать. И вот, наконец-то наступает этот сладостный момент, покупка билетов и ожидание предстоящего путешествия. Чемоданы уже собраны, такси ожидает и готово отвезти в аэропорт, а в мыслях мы уже парим над облаками, греемся на солнце или покоряем горную вершину. Казалось бы, ничто не способно омрачить это состояние, но «враг» не дремлет и в любой момент может перейти в нападение. Что делать, если полет не может состояться, как вернуть честно заработанные? С какими трудностями может столкнуться турист, и как их избежать рассмотрим в настоящей статье.
Новые правила возврата авиабилетов:
К каким договорам применяются?
- если рейс, должен быть совершен с 01.02.2020 (если поездка
планировалась в КНР), с 18.03.2020 – для остальных международных и
внутренних рейсов;
- если билет был куплен до 01.05.2020.
В каких случаях возможен возврат?
При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
И если:
- пассажир отказывается от перевозки (при выполнении перевозчиком рейса);
либо,
- рейс отменен перевозчиком.
По каким билетам можно вернуть стоимость?
Как по «возвратным», так и по «невозвратным».
В каком порядке возвращаются денежные средства?
Статья 107.2 Воздушного кодекса РФ закрепляет, что пассажиру должна быть возвращена полная стоимость провозной платы, однако порядок и сроки возврата имеют ряд особенностей, которые установлены Правительством РФ.
Стоит отметить, что указанная норма, при возникновении чрезвычайных ситуаций, наделяет Правительство РФ правом установить особенности исполнения договора воздушной перевозки, что в настоящее время реализовано в Постановлении Правительства РФ от 06.07.2020 № 991.
Возврат денежных средств возможен двумя способами:
1) в виде ваучеров:
При данном способе, деньги «в живую» не возвращаются, перевозчик выдает пассажиру ваучер, на сумму равную стоимости неиспользованного билета, пассажир может использовать данный ваучер для оплаты другого билета или дополнительных услуг перевозчика (например, страхование, платный выбор места и др.), причем, оплата ваучером может быть как полной, так и частичной, а в случае покупки более дорогостоящего билета, возможна доплата деньгами.
Для того, что бы воспользоваться ваучером, необходимо обратиться с уведомлением к авиаперевозчику, сделать это можно в течение 3 лет, с даты отправления несостоявшегося рейса.
В уведомление должна быть указана следующая информация:
- наименование перевозчика
- данные о пассажире: фамилия, имя, отчество (при наличие), дата и место рождения, наименование и реквизиты документа удостоверяющего личность (серия и номер)
- номер бронирование и (или) номер билета
- способ и адрес обратной связи (электронная почта, адрес, для направления корреспонденции), номер телефона
- дата направления уведомления, подпись.
Перевозчик обязан принять такое уведомление и в течение 20 дней направить пассажиру подтверждение, в котором должна быть указана следующая информация:
- фамилия, имя, отчество (при наличие) пассажира
- сумма, оплаченной провозной платы
- срок, в течение которого можно воспользоваться ваучером.
Воспользоваться ваучером может только пассажир, на чье имя оформлен билет, взамен которого он выдается.
Кроме того, выбор маршрута и даты, на которую возможно купить билет, является исключительно прерогативой пассажира, при условии, что такие билеты есть в наличие.
Порядок и правила оформления ваучера устанавливаются перевозчиком, с их условиями можно ознакомиться на официальных сайтах компаний.
Например, в соответствии с правилами, утвержденными Аэрофлотом ваучер возможно оформить по билетам купленным до 01.05.2020 с датой перевозки до 31.08.2020.
2) возврат потраченной суммы:
Возможность вернуть деньги возникает по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением таких категорий граждан как (данные лица имеют право на досрочный возврат денежных средств, до истечения 3 лет):
- лица, признанные инвалидами I или II группы,
- лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы,
- ветераны Великой Отечественной войны,
- члены многодетной семьи.
Для возврата провозной платы необходимо обратиться к перевозчику с заявлением (лица, которые имеют право на досрочный возврат денежных средств, должны обратиться к перевозчику лично, с предъявлением подтверждающих документов) в котором должна содержаться следующая информация:
- наименование перевозчика
- данные о пассажире: фамилия, имя, отчество (при наличие), дата и место рождения, наименование и реквизиты документа удостоверяющего личность (серия и номер)
Если заявителем является лицо, имеющее право на досрочный возврат денежных средств, то необходимо также указать реквизиты документа, подтверждающего специальный статус.
- номер бронирование и (или) номер билета
- способ возврата денежных средств и реквизиты банковской карты, при безналичном способе возврата.
Важно учесть, что если оплата билета была произведена по карте отличной от той, которая указана в заявлении, то с таким заявлением необходимо обратиться лично.
- дата подачи заявления, подпись.
Срок возврата денежных средств – 10 дней со дня получения
перевозчиком заявления.
Уведомление и ваучер можно направить любым удобным способом: по средствам электронной почты, при личном обращении, почтовым отправлением.
На сумму провозной платы подлежат начислению проценты за
пользование денежными средствами, их сумма определяется исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в соответствующие периоды. Срок начисления процентов - с даты отправления рейса по день возврата, но не позднее 4 лет с даты отправления рейса.
Как вернуть деньги, если билет был куплен после 01.05.2020?
Если рейс отменен перевозчиком (российской авиакомпанией):
Такой отказ от перевозки, в соответствии с п. 227 Федеральных
авиационных правил (далее – Правила) классифицируется как
вынужденный, и на основании п. 116 Правил потребителю возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, как по «возвратным», так и по «не возвратным» билетам.
Кроме того, в соответствии с п. 120 Правил в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, ему также подлежат возврату сборы, связанные с оформлением билета.
По общему правилу для возврата денежных средств необходимо
обратиться к перевозчику с заявлением, в котором следует указать:
- наименование перевозчика
- данные о потребителе (лице, которое заключило договор
авиаперевозки): фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон
- дата заключения договора авиаперевозки
- маршрут, дата вылета
- информация о пассажире, на которого приобретен билет
- информация об оплате: размер, дата платежа, реквизиты платежного документа
- правовое обоснование требований (п. 116, 120, 227 Федеральных авиационных правил)
- требование:
- о расторжении договора авиаперевозки (с указанием его реквизитов и
- маршрута полета) в связи с вынужденным отказом от перелета
- о возврате уплаченных денежных средств (с указанием их размера)
- реквизиты для перечисления денежных средств и срок для их
исполнения (10 дней).
- дата, подпись.
К заявлению целесообразно прикрепить копию билета и документа об оплате. Направить заявление лучше письмом с описью вложения (информацию о направлении, второй экземпляр описи следует сохранить).
Стоит заметить, что некоторые авиакомпании приняли решение об автоматическом возврате денежных средств за отмененные рейсы, с актуальной информации необходимо ознакомиться на сайте перевозчика.
Срок возврата денежных средств – 10 дней со дня предъявления требования.
В случае если перевозчик не удовлетворяет требования о возврате денежных средств в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд, и потребовать от перевозчика, помимо уплаты суммы основного долга, также неустойки, компенсации морального
вреда, штрафа, издержек, связанных с рассмотрением дела (расходы на представителя, почтовые расходы и т.д.) если они имелись.
Если перевозчиком является иностранная авиакомпания:
В данном случае будут действовать положения, применяемые в стране, в которой зарегистрирован авиаперевозчик, как правило, указанная информация публикуется на официальных сайтах компаний.
Например, согласно информации с сайта авиакомпании «Turkish
Airlines»:
В случае если билет был куплен до 20.03.2020, (с перелетом до
31.12.2020 включительно), и полет не был отменен, но пассажир отказался лететь, он может поменять билет на другой рейс с вылетом до 31.12.2021.
Большинство крупных авиакомпаний являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), для которых приоритетное значение имеют правила, утвержденные данной международной организацией.
Так, в соответствии в п. 17 Раздела XI «Общих условий перевозок пассажиров и багажа» - перевозчик может отказать в перевозке или в дальнейших перевозках по причинам безопасности, во исполнение каких-либо применяемых законов, правил или распоряжений любого государства или страны, из которой, в которую или через которую осуществляется рейс.
При этом если ни одна часть билета не использована перевозчик выплачивает пассажиру сумму, равную уплаченному тарифу; если часть билета использована, возмещение составит более высокую сумму из тарифа в один конец (минус применяемые скидки и сборы) от места перерыва в пути до пункта назначения или пункта следующей остановки в пути или разность между уплаченным тарифом и стоимостью проезда на использованном виде транспорта.
С какой температурой не пустят на борт самолета?
В соответствии с совместными рекомендациями Росавиации и Роспотребнадзора, в случае, если температура тела будет более 37 градусов, пассажиру откажут в посадке на самолет.
Можно ли вернуть стоимость билета в данном случае?
Можно, на это указывает п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, однако данный факт необходимо документально подтвердить, поэтому потребуйте от сотрудников аэропорта справку о снятии с рейса, в которой будет указана причина.
Уведомьте о данном факте перевозчика (сделать это можно в кассе авиаперевозчка, расположенной в аэропорте или через уполномоченного представителя) сделать это необходимо для аннуляции билета, в последующем обратитесь к перевозчику с заявлением о возврате уплаченной провозной платы с приложением необходимых подтверждающих документов.
Вернут ли деньги, если температура будет у члена семьи?
Да, правила возврата аналогичные, следует учитывать, что к членам семьи, в соответствии с п. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ относятся – супруг (супруга), родители и дети (усыновители и усыновленные), кроме того, данное правило распространяется и на совместно следующих близких родственников, к которым относятся – дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Также следует как можно скорее уведомить перевозчика о вынужденном отказе от полета, и в последующем обратиться с заявлением о возврате с приложением подтверждающих документов (справки о снятии с рейса, документов, подтверждающих родство).
Нормативные акты:
- Воздушный кодекс РФ
- Постановление Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 991 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части»
- Информация Министерства транспорта РФ от 23 июля 2020 г. «Справочная информация по вопросу возврата провозной платы»
- Закон РФ «О защите прав потребителей»
- Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
- Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации.
Материал подготовлен адвокатом Нояновой Елисаветой Александровной для издания "АГ-эксперт".
Ссылка на первоисточник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-vernut-dengi-za-aviabilet/